Московская городская организация Общероссийского профсоюза работников культуры

Золотая моська — 2

Три с половиной года тому назад в газете “Известия” я опубликовал фельетон “Золотая моська” про национальную театральную премию с похожим названием. Потом Министерство культуры стало производить опасливые телодвижения вокруг собственного предприятия: с одной стороны, неприлично, надо бы привести премию в порядок, а с другой — страшно, как бы народные артисты не вышли с протестующим блеянием под двери Медведева и Путина.

Финал этого модерн-данса — “Золотая маска” — 2018. Кто награжден на сей раз?

Дважды позолотили находящегося под следствием Кирилла Серебренникова. Одну награду за то, что он (якобы) оперный режиссер. Другую — “коллективу театра “Гоголь-центр” под руководством Кирилла Серебренникова за создание пространства творческой свободы и смелые поиски языка театральной современности”. Вряд ли кто-то из жюри в состоянии объяснить, почему там свободы больше, чем в любом другом столичном театре. Потому что в Вахтанговском не бродят по сцене толпами голые? Но понятно, что решение демонстративное.

Также двумя “Золотыми масками” отмечено музыкальное шоу “Cantos”. Перед нами предстает поборник “творческой свободы”, пострадавший от репрессий. Эзра Паунд — известный американский литератор, который в 30-е годы свихнулся на почве превосходства арийской расы до такой степени, что стал подписывать свои письма “хайль Гитлер”, а когда началась Вторая мировая война, открыто перешел к фашистам. По радио он прославлял “новый мировой порядок” и убеждал соотечественников, что президент Рузвельт, вступив в союз с “еврейским большевизмом”, предал дело европейской цивилизации. После войны предателя гуманно поместили в психушку. Конечно, для искусства никакая тема не предосудительна, можно ставить спектакли и снимать кино хоть про аскарид, вопрос в авторской позиции.

В данном случае создатели шоу и его рекламные рецензенты сходятся в том, что фашист Паунд — это “затравленный” “романтик и бунтарь”, обреченный “на одиночество, на непонимание, на борьбу”. В финале “любующийся раем зритель провожает взглядом фигуру уходящего от них поэта, вновь звучит тема одиночества и жертвенности фигуры Художника” (выделено И.С.). Прямо на сайте нашей, прости господи, национальной премии: “Паунд проиграл в своей борьбе, но возможно ли в борьбе победить? Одно понятно: не вступить в эту борьбу поэт не мог”.

Что прикажете отвечать на подобное заявление? Зиг хайль?

“Затравленными жертвами” были, оказывается, не женщины и дети в лагерях смерти, а такие, как Паунд. С нетерпением ждем мюзиклов про Юлиуса Штрейхера и Йозефа Геббельса.

Вообще-то музыкальный театр ассоциируется с романтикой и высокими чувствами. Что же выбрано из огромного разнообразия постановок? Спектакль про фашиста и еще один — про пирожки с человечиной. Аж три “Маски” получил “Суини Тодд” в когда-то любимовской Таганке, которая фактически превращена в антрепризу И. Апексимовой. “Солидарность” уже рассказывала, как “смело” и “новаторски” там соблюдается законодательство о труде.

На таком кулинарно-правовом фоне то, что лучшей в России оперой вдруг оказался репост английского спектакля аж 2012 года, — милые пустяки.

Лучший драматический спектакль большой формы — как бы Бертольд Брехт, нарубленный “в мелкую капусту”, чтобы “доходчиво объяснить публике возникающие аналогии нынешней России с нацистской Германией 1930-х”.

Хоть бы между собой разобрались, как относиться к фашистам. Как к жертвенным романтикам? Или как к предшественникам “кровавого путинского режима”? В любом случае забавная у нас диктатура, если она такие аналогии не только оплачивает, но и премирует.

Лучший спектакль малой формы — “Чук и Гек”, в котором перед несчастными героями — ребятишками “встают фигуры зэков и вертухаев”. Режиссер, конечно, имеет право смело обличить давно покойную советскую власть. Но причем тут детский рассказ Аркадия Гайдара?

На этот вопрос ответил один из основателей “Золотой маски” Эдуард Бояков (сейчас там не работает). По его мнению, мероприятие из театрального превратилась в политическое.

Как же это произошло? Неужто английская разведка подсуетилась? Нет, наше собственное правительство решило, что работяги с пенсионерами — и так патриоты. А вот “творческую интеллигенцию” надо стимулировать. Так закормить казенными деньгами, чтобы она все-таки полюбила источник своего благополучия.

На редкость удачное получилось вложение капитала. С точностью до наоборот.

Тут мне возразят: неприлично считать деньги в чужом кармане, и бродвейские звезды тоже люди не бедные, не говоря уже про голливудских. Но они сами зарабатывают, а не осваивают бюджет.

Мой старый фельетон в “Известиях” заканчивался такой новостью культурки. “Один из тех, чья творческая продукция уже отмечена “Маской”, на радостях оскорбил А.П. Чехова”, и никому не пришло в голову, что на сайте российской национальной премии подобное неуместно, это все-таки не стена уборной. Только в мат вставили звездочки вместо некоторых букв.

Излияние до сих пор висит на сайте премии. Может, отстегнуть им еще миллионов триста за счет здравоохранения, чтобы все-таки стерли?

Pages: 1 2

Добавить комментарий