Московская городская организация Общероссийского профсоюза работников культуры

Главные трудовые конфликты в столичных театрах

В последние годы театры все чаще попадают в новостные ленты СМИ и соцсетей не благодаря новым премьерам, а по другим поводам — увольнения, сокращения, иски… Лидия Фомина, председатель Московской городской организации Общероссийского профсоюза работников культуры, рассказала газете о критических случаях нарушений трудовых прав артистов в ведущих московских театрах. МОСКОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР им. М.Н. ЕРМОЛОВОЙ Конфликт: осенью 2021 года были уволены 18 артистов, все — члены профсоюза. Профком не согласился с сокращением штата и обратился с письмом к президенту Путину и председателю СК РФ Александру Бастрыкину. Артисты подали иски о восстановлении на рабочем месте. Текущая ситуация: 13 артистов были восстановлены на работе по решению Тверского суда, но большинство задействованы лишь в массовых сценах. Руководство театра не представило профкому принятые в одностороннем порядке локальные нормативные акты, несмотря на соответствующее решение суда, и обратилось в апелляционную инстанцию. Перспективы: вместо налаживания социального партнерства, как неоднократно предлагал профсоюз, руководство театра обратилось в Генеральную прокуратуру с требованием о ликвидации первичной профорганизации как незаконной. МХАТ им. ГОРЬКОГО Конфликт: в декабре 2018 года новым худруком МХАТ им. Горького был назначен продюсер и театральный режиссер Эдуард Бояков, а народная артистка СССР Татьяна Доронина стала президентом, по факту лишившись всех полномочий. За год из театра уволили больше ста человек. Труппа раскололась на “доронинцев” и лояльных новому руководству. Актеров заставляли переходить на срочные трудовые договоры. Тех, кто отказывался, лишали ролей, премий и надбавок, сокращали. Профком и горком профсоюза работников культуры использовали все средства: переговоры с руководством, обращения в Рострудинспекцию и прокуратуру, многочисленные иски в суды, где 90% процессов были выиграны. Уволенных артистов суд восстановил на работе, с театра взыскали невыплаченные стимулирующие надбавки и компенсации морального вреда. 1 ноября 2021 года Эдуард Бояков сообщил, что увольняется. Текущая ситуация: новый гендиректор Владимир Кехман хочет “успокоить коллектив и привести его к творческой работе”. По словам сотрудников, труппу не трогают, но идут репетиции лишь новых постановок главного режиссера Галины Полищук. На сцене репертуар не играют. Причиной назван ремонт, но он почему-то не мешает проводить концерты, мероприятия и отдельные спектакли. Работники и артисты жалуются на то, что их не допускают даже в зрительный зал. Перспективы: худсовет, первичка и колдоговор руководству театра не нужны, к такому выводу пришли в профсоюзе. МОСКОВСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР им. СТАНИСЛАВСКОГО И НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО (МАМТ) Конфликт: в феврале 2019 года Владимир Дмитриев возглавил первичку ГБУК Москвы “МАМТ”. Профком не согласовал локальные нормативные акты, ухудшающие положение артистов, и председатель первички подвергся давлению. В итоге солиста балета уволили. Когда в театр пришел новый директор Андрей Борисов, Московский горком профсоюза попросил его принять меры для разрешения конфликта. В апелляционной инстанции Мосгорсуд предложил сторонам заключить мировое соглашение, в итоге Дмитриев ушел из театра. После него сменились еще два председателя первички, которые тоже подверглись давлению и вынуждены были уволиться. Текущая ситуация: в театре нет колдоговора, и администрация уклоняется от его заключения. Артистов принуждают переходить на срочные договора под угрозой непрохождения аттестации. Не соблюдается режим труда и отдыха, работники часто остаются без положенных выходных. В штатном расписании нет должности “артист балета (солист)”. Отработав 15 лет, солисты балета не могут оформить положенную по закону пенсию за выслугу лет, так как в трудовых книжках значится, что они работали простыми артистами балета, и пенсия за выслугу лет им положена через 20 лет стажа. Ситуация приобретает массовый характер. Перспективы: неугодных все чаще принуждают к увольнению, что подтверждается решениями судов в пользу сотрудников. Неоднократные обращения профсоюза и рядовых работников по факту нарушений трудовых прав игнорируются администрацией театра. Нынешний председатель первички работает по срочному договору и в любой момент может быть подвергнут сокращению. ТЕАТР НА ТАГАНКЕ Конфликт: в 2015 году театр возглавила Ирина Апексимова. В течение года был снят из репертуара 21 спектакль, из них девять — постановки Любимова. Один из лучших в отрасли колдоговор, заключенный при Валерии Золотухине, не был продлен. (Для увольнения любого работника требовалась виза профсоюза, а для артиста — еще и худсовета; не разрешался перевод с бессрочных на фиктивные срочные контракты.) Начались массовые увольнения. С 2016 года там две первички. Председатель и зампред первички были уволены, затем восстановлены по суду. Текущая ситуация: восстановлены трое уволенных, им выплачена компенсация. Все они — члены профсоюза, который отстаивал права творческих работников театра. Председателя и зампреда первички собираются уволить повторно. В театре не заключен колдоговор, все локальные акты принимаются без согласования с представительными органами работников. Председатель первички, заслуженный артист РФ Иван Рыжиков считает, что “репертуар театра под руководством Апексимовой не соответствует государственной политике в сфере театрального искусства, а также нарушает указ президента “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”. Перспективы: коллективный договор заключать не с кем, так как существующие в театре две профорганизации малочисленны. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР РОССИЙСКОЙ АРМИИ Конфликт: с марта 2024 года после смены руководства начались массовые увольнения артистов и работников театра. Формальная причина — непродление срочных трудовых договоров. Текущая ситуация: уволенные из-за расторжения срочных договоров с 1 июля 2024 годы артисты Ольга Герасимова, Денис Демин и Кирилл Кириличев восстановлены на работе по суду, их трудовые договоры признаны заключенными на неопределенный срок. Еще одно заседание Мещанского суда по аналогичному иску актрисы и многодетной матери Ксении Таран состоится 28 января 2025 года. Ее с несовершеннолетними детьми, не дождавшись решения суда, выселяют из служебной квартиры (документы — в редакции газеты “Солидарность”). Перспективы: в театре Российской Армии ведутся коллективные переговоры по внесению изменений в локальные нормативные акты. В профсоюзе надеются, что это делается во благо работников театра. “Хотелось бы еще увидеть изменения и в репертуарной политике. Мне кажется, именно театр Российской Армии должен быть примером для всех театров России”, — считает Лидия Фомина.  Комментарий Лидия Фомина, председатель Московской городской организации Российского профсоюза работников культуры: — Сегодня на всех уровнях власти должны осознать, какое значение культура имеет в жизни страны. Однако в Москве ничего практически не меняется. Это особенно ощущается в театральной жизни столицы, которая является ориентиром и примером для других театров на всей территории России. Репертуарная политика в театрах Москвы продолжает вызывать очень много вопросов, которые практически все остаются без ответов. Департамент культуры Москвы проводит непонятную политику объединения театров, и в “одни руки” одному руководителю отдает по три-четыре московских театра. Но руководство театров практически не работает с патриотической повесткой, а продолжает переводить все на коммерческие рельсы. Не только репертуарная, но и кадровая политика департамента культуры Москвы остается прежней. Вопреки статье 195 ТК РФ, не применяются дисциплинарные взыскания к руководителям Театра имени М.Н. Ермоловой и Театра на Таганке после признанных судами незаконными увольнений работников. Бесконтрольность, безнаказанность, безответственность позволяют виновным продолжать нарушать законодательство РФ и права работников. На мое обращение в Администрацию президента РФ пришел ответ: “Органы государственной власти не вмешиваются в профессионально-творческую деятельность театра” (документ имеется в распоряжении редакции. — Прим. ред.).

Источник: Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©