1. Развивая и уточняя Декларацию Конгресса и основополагающие документы общественных движений «Образование — для всех» (ОДВ), «За возрождение отечественной науки», мы констатируем, что губительный социально-экономический курс, основанный на идеологии «рыночного фундаментализма», ведет к упадку страны и должен быть изменен!
Образование, наука, инженерное и художественное творчество определяют развитие личности, социальный и технологический прогресс общества. Еще недавно наша страна славилась ими во всем мире. Они — лучшее достояние нашего культурного наследия и основа для преуспевания и роста.
Но вот уже более 20 лет политика российских органов власти в сферах образования, науки, культуры, экономики, промышленного производства ведёт к деградации человека и общества, тормозит экономическое развитие страны. Не создана система отношений и институтов для достижения Россией положения передовой страны мира на основе приоритетного развития человеческих качеств, признаваемого высшей ценностью и главным источником прогресса общества и экономики.
2. Мы, участники Конгресса, сознавая насущную необходимость перемен в государственной политике, выступаем за:
— приоритетное развитие образования, культуры, науки и высоких технологий;
— бесплатность и общедоступность образования и культуры;
— государственную и общественную поддержку образования, культуры, науки, радикальное увеличение их финансирования.
3. Мы поддерживаем положения:
итоговых документов Санкт-Петербургского экономического конгресса и Московского экономического форума, показывающих основные направления реформирования экономической и социальной политики с целью обеспечения приоритетного развития высокотехнологичного производства, науки, образования, культуры.
4. Мы выступаем против:
— приватизации и коммерциализации этих сфер, перепрофилирования, реорганизации, «оптимизации» учреждений, в ходе которых разрушаются профессиональные и творческие коллективы, научные школы, уничтожаются национальное достояние и духовный потенциал общества;
— ликвидации традиционной отечественной системы фундаментального образования, в том числе естественнонаучного, инженерного и педагогического;
— законов и подзаконных актов о правовом положении государственных (муниципальных) учреждений, об образовании, о Российской академии наук, принятых вопреки общественному мнению, без учета мнения гражданского общества и профессиональных сообществ;
— перехода к срочным трудовым договорам, которыми ущемляются права творческих работников;
— применения к сферам образования, науки и культуры норм федерального закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
— нынешней, разрушающей фундаментальную науку, модели «реформирования» государственных академий;
— господства формально-бюрократической системы руководства наукой и образованием, в частности, чрезмерной бюрократизации отчетности и формально-количественной оценки труда работников образования и науки;
— политики необоснованного закрытия и слияния учреждений образования и науки, часто исходящих исключительно из формально-бюрократических критериев;
— насаждения жестко-отчужденной, коммерчески-конкурентной системы отношений в учреждениях образования и науки.
5. Чтобы изменить курс, проводимый нынешними органами власти, необходимо оказывать систематическое давление со стороны гражданского общества России на правящую экономическую и политическую группу, ответственную за этот курс. Вместе с тем следует поддержать прогрессивные силы в государственной системе управления и в бизнесе, разделяющие наши тревоги и готовые к сотрудничеству.
Мы считаем необходимым, пока еще не поздно:
— рекомендовать депутатам Государственной Думы ФС РФ голосовать против бюджета на 2016 год, предусматривающего сокращение расходов на образование, науку, культуру, медицину;
— потребовать от Правительства Российской Федерации отмены или пересмотра Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг., предусматривающей, в частности, закрытие 40 российских вузов и 8 их филиалов;
— потребовать от Государственной Думы и Совета Федерации РФ отмены или пересмотра федерального закона № 253, предусматривающего фактическую ликвидацию государственных академий наук;
— Государственной Думе РФ рассмотреть разработанные и одобренные научной и образовательной общественностью (в частности, КРОН и ОДВ) «Проект закона о народном образовании» и «Концепцию закона о науке»; принять новые законы об образовании и о науке в весеннюю сессию 2016 г.;
— рекомендовать представителям КРОН в парламенте в начале 2016 г. доработать и внести новую версию базового федерального закона «Об образовании для всех»;
— коллективам научных и образовательных организаций и соответствующим профсоюзным организациям противостоять изменениям, ведущим к снижению качества научных исследований и преподавательской деятельности, ухудшению условий труда;
— профсоюзным работникам всех уровней — не допускать сокращения прав работников научных и образовательных организаций, обучать их отстаиванию этих прав и обеспечивать этой работе организационную и юридическую поддержку;
— провести всенародное общественное обсуждение целесообразности, эффективности и соответствия интересам большинства российских граждан и национальным интересам деятельности российского правительства в сфере науки и образования;
— реализовать неотложные меры по дебюрократизации управления в сфере образования и науки, предусмотренные соответствующей декларацией 3-й сессии КРОН, в частности определить на основе широкого общественного обсуждения научно-образовательным сообществом функций и полномочий Министерства образования и науки как органа, обеспечивающего и координирующего работу учреждений образования и науки, но не управляющего этими сферами;
— реализовать требования деклараций Конгресса и ОДВ.
6. Для достижения нашей главной цели — принятия и реализации государством комплексной стратегии развития страны в интересах прогресса ее человеческого потенциала — мы считаем приоритетными следующие задачи, стоящие перед активистами и сторонниками КРОН и ОДВ:
1 2