МГО ОПРК

Московская городская организация Общероссийского профсоюза работников культуры

Тарифы, стандарты и квалификации От чего зависит заработная плата в России.
В последнее время в средствах массовой информации стали появляться статьи о профессиональных стандартах, уровнях квалификации, ее оценке и сертификации. Что представляют собой эти понятия? Как они связаны друг с другом? Нужно ли о них знать профсоюзному активисту? И почему? Для того, чтобы проще было разобраться в этих вопросах, предлагаем сделать экскурс в недалекое советское прошлое — время плановой экономики. ЕДИНАЯ ТАРИФНАЯ СИСТЕМА

Вышеназванные понятия не являются абсолютными новациями. Их аналоги были и еще сохраняются в Трудовом кодексе и других нормативных правовых актах Российской Федерации. Это — тарифно-квалификационные характеристики Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), квалификационные характеристики Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), квалификационные уровни, тарифные разряды.

Справочники ЕТКС и ЕКС, различные классификаторы, тарифная сетка, тарифные разряды, тарифные коэффициенты, тарифные ставки заработной платы, дифференцированные в зависимости от квалификации работников и сложности работ, составляли Единую тарифную систему (ЕТС). ВСЕ ПО ПЛАНУ

Основу советской экономики составлял План!

По принятым планам осуществлялось распределение природных и трудовых ресурсов, в том числе рассчитывалось количество рабочих мест и потребность в работниках определенных профессий и уровня квалификации. Планировалось и техническое оснащение рабочих мест, технологические процессы, которые требовали соответствующей организации труда. Как на уровне предприятий, так и на рабочих местах подбор, расстановка, профессиональная подготовка и повышение квалификации кадров, разработка систем оплаты и стимулирования труда осуществлялись на основе научной организации труда (НОТ).

Центральным бюро нормативов по труду с участием специалистов отраслевых министерств, ведомств, научно-исследовательских организаций и предприятий — то есть профессионалами — разрабатывались требования к рабочему месту, к квалификации работника. Требования утверждались в виде квалификационных и тарифно-квалификационных характеристик (далее — квалификационные характеристики).

Разработка характеристик требовала труда широкого круга специалистов: экономистов, нормировщиков, физиологов, гигиенистов, психологов и др. Причем такая работа нуждалась в высоких трудозатратах, длилась от нескольких месяцев до нескольких лет.

Отметим, что квалификационные и тарифно-квалификационные характеристики утверждались Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС. КАК РАБОТАЛА ЕТС

Одна тарифно-квалификационная характеристика описывала одну профессию рабочего, а одна квалификационная характеристика описывала одну должность служащего. При этом работа по профессии или в должности усложнялась в зависимости от тарифного разряда: чем выше уровень квалификации работника — тем выше разряд и сложнее работа.

На основе характеристик, утвержденных в ЕТКС и ЕКС, разрабатывались государственные образовательные стандарты (сейчас их называют федеральными — ФГОС). И уже на основании этих стандартов определялась обеспеченность учебной структуры кадрами, материально-техническим и иным оснащением, что позволяло проводить обучение граждан по определенному уровню профессионального образования — в соответствии с потребностями развития экономики страны. По окончании учебного заведения выпускник получал документ государственного образца об образовании по профессии, специальности с присвоением уровня квалификации.

Далее дипломированный выпускник распределялся на конкретное предприятие или в организацию, где ему в соответствии с присвоенной квалификацией и тарифным разрядом по профессии или должности устанавливался оклад или ставка заработной платы. Размер оклада или ставки был жестко фиксированным и определялся тарифной сеткой — единой для всех республик, краев, областей и автономных округов СССР.

Таким образом, порядок определения трудовых обязанностей при использовании элементов Единой тарифной системы был предельно понятным и прозрачным: одной характеристике ЕТКС или ЕКС соответствовала одна профессия или должность, которая ранжировалась по тарифным разрядам в зависимости от квалификационного уровня работника и по размеру оклада или ставки заработной платы. ПОСЛЕ ЕТС, ИЛИ НОВЫЕ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА

В России тарифная сетка сохраняла свое действие в госсекторе экономики до принятия постановления правительства № 583 от 05.08.2008 “О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений”.

Этим документом с 1 декабря 2008 года были введены новые системы оплаты труда для работников указанных органов, учреждений и организаций. А с 2009 года тарифная сетка постепенно начала заменяться иными системами оплаты труда в организациях бюджетной сферы и в субъектах Федерации. В результате введения новых систем оплаты труда сегодня размеры окладов (должностных окладов) у одних и тех же категорий работников государственных или муниципальных учреждений отличаются в зависимости от региона России, и подчас в разы.

В связи с изменениями принципов регулирования экономики в России взаимосвязь между многими элементами ЕТС оказалась утрачена, а некоторые элементы и вовсе перестали существовать.

Читать далее