Московская городская организация Общероссийского профсоюза работников культуры

Вы за режиссерский или за директорский театр?

Александр Журавский: Я за полифонию смыслов и многообразие форм.

Не может быть театра без художественной идеи, театра под копирку, как не может быть универсальной формулы успеха. Почему-то время, богатое на появление гениальных режиссеров, рождало не четырех Станиславских, а Станиславского и Таирова, Вахтангова и Мейерхольда, — гениев с разной театральной оптикой, с разной театральной концепцией и разным видением миссий режиссера и актера. Сейчас в России 613 государственных и муниципальных театров в ведении учреждений культуры. А вместе с театрами, которые находятся также и в ведении других органов власти, например министерства обороны, их 665. Плюс более 500 частных театров. И 21 театр федерального уровня.

Что же такое директорский театр? У нас есть два ярких примера разных, но при этом удачных подходов к управлению театром оперы и балета. Во главе Мариинского театра — гениальный Валерий Гергиев, творческий человек, являющийся одновременно и прекрасным управленцем. Оркестр Мариинского театра, наверное, самый гастролирующий оркестр в мире, за минувший год объехал 24 страны мира, некоторые посетив неоднократно. Да и Пасхальный фестиваль — пример поразительной творческой активности при потрясающем качестве исполнительского мастерства! И у нас есть Большой театр — интендантский театр, во главе которого стоит успешный генеральный директор, или, в западной традиции, интендант — Владимир Урин. Однако и в Большом театре есть Махар Вазиев и Туган Сохиев — люди, которые наполняют существование театра творческими идеями. При этом именно Владимир Георгиевич пригласил обоих, да и выбор репертуара, приглашаемых режиссеров, хореографов — его ответственность. Реформы

По вашим прогнозам, примет ли общероссийские масштабы реформа, объявленная московским театрам? И нужно ли в принципе реформировать систему управления федеральных театров — учитывая, что в Москве 81 театр и далеко не все названия известны даже специалистам, а в федеральном подчинении — 21, и это все театры-лидеры?

Александр Журавский: Ну, практически все. Действительно, подавляющее большинство федеральных театров — это лучшие театры страны: Большой, Мариинка, Вахтанговский, МДТ Льва Додина, Александринский, БДТ, Малый, МХТ и другие. Если мы говорим о федеральных театрах в регионах — то это оперные новосибирский и екатеринбургский, ярославский драматический — один из древнейших. Очевидно, что с этой россыпью бриллиантов в короне российского театра по известности, репертуару и эффективности сравниться могут лишь несколько московских театров, а остальные требуют, безусловно, более эффективного управления, потому что (это не наши слова, а мнение наших коллег из правительства Москвы) многие из них действительно мало известны широкой публике.

Я недавно провел эксперимент. Попросил старшекурсников театрального вуза назвать 30 московских, не федеральных театров. Они едва перевалили за два десятка. Поэтому не все то, что коллеги из правительства Москвы собираются реформировать, является актуальным для реформ на федеральном уровне, хотя во многом мы солидарны с ними.

Более того, я бы сказал, что очень многие изменения заимствованы как раз с федерального уровня, поскольку министерство первым стало заниматься повышением эффективности театральных, музейных и иных учреждений культуры. Доходы федеральных театров (без СТИ) от основной деятельности, прежде всего билетных сборов, с 2012 года выросли вдвое — с 4,4 млрд до почти 9 млрд рублей. При этом, если доля этих внебюджетных доходов федеральных театров составляла в 2012 году 33% от таких же доходов всех театров страны, то в 2016 году — уже 40%. Чтобы оценить эту динамику и качество жизни наших театров, нужно осознать, что на 21 театр федерального подчинения приходится 40% билетных сборов 613 театров страны! Это связано не только и не столько с ростом цен на билет, потому что — будем объективны — невозможно продать то, что не может быть продано, что у зрителя не пользуется спросом.

И еще важный принцип, который московские коллеги пытаются сейчас внедрить у себя — лучшие театры должны получать больше. У нас это выражается в системе различных стимулов и поощрений по итогам года, премиях коллективам и их руководителям, в выделении целевых грантов. Лучшим театрам мы помогаем не только поддержкой новых постановок, но и содействуем в реализации амбициозных проектов, театральных фестивалей, организации сверхплановых гастролей. Создан специализированный Центр поддержки гастрольной деятельности.

Так что, если суммировать все сказанное, многое из того, что внедряется сегодня на московском уровне, в той или иной степени либо уже внедрено у нас, либо не имеет смысла. Я не хотел бы оценивать московские театры, но совершенно точно доля эффективных и неэффективных там иная, чем среди 21 федерального театрального учреждения.

Означает ли это, что на данный момент федеральным театрам не грозят кардинальные перемены, и система управления не будет перестраиваться?

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий