Московская городская организация Общероссийского профсоюза работников культуры

Александр Журавский: Кардинальные перемены — это когда кто-то условно возьмет и отменит госзадание. И скажет: давайте, живите на принципах полной самоокупаемости. Вот это кардинальные перемены. Но такие перемены нашим театрам в ближайшей перспективе совершенно точно не грозят. Также нужно понимать, что федеральные театры — это лучшие театры страны, а лучших много не бывает. Сейчас у нас государственных и муниципальных театров в сфере культуры 613, вместе с театрами, которые находятся также и в ведении других органов власти, например Министерства обороны, их 665. Плюс более 500 частных театров. Понятно, что 21 федеральный театр по сравнению с более чем 1100 театрами страны — это то соотношение, которое и должно быть обеспечено особыми условиями поддержки со стороны государства. Премьера «Мастера и Маргариты» вышла, когда Студия театрального искусства Сергея Женовача получила статус федерального театра.

Во сколько сегодня обходится государству содержание театров?

Александр Журавский: В прошлом году консолидированный бюджет всех театров страны составил более 81 млрд рублей. Рост к 2012 году составил 38 процентов. Но и сами театры начинают зарабатывать больше, поэтому доля государственного участия в консолидированном бюджете театров страны снижается. Сегодня эта доля составляет 59 процентов на все 613 театров. Остальное — деньги либо заработанные, либо спонсорские. Если посмотреть, на что же тратятся эти деньги — практически половина, почти 41 млрд рублей, расходуется на зарплату. Затраты на новые постановки в федеральных театрах — 6 процентов от всех расходов, в целом по стране это около 4 процентов. Но при этом мы должны понимать, что финансовое положение региональных театров гораздо более скромное, чем у федеральных, это же можно сказать и про зарплаты. И таланты

Что предпринимается, чтобы не на одном энтузиазме люди работали?

Александр Журавский: Вот для того, чтобы развивать не только 21 театр и не только театральную жизнь в двух столицах, помимо тех 120 миллионов, которые мы традиционно выделяем на грантовую поддержку новых постановок региональных театров, есть различные гранты на поддержку молодой режиссуры. В этом году пусть небольшая сумма — 15 миллионов — выделена на постановки молодых режиссеров, но по сравнению с 7,5 миллионами прошлого года она увеличилась вдвое. Такая же сумма предусмотрена на конкурс поддержки современной драматургии.

С этого года начат проект, инициированный Фестивалем театров малых городов, Союзом театральных деятелей — поддержки новых постановок и технического перевооружения театров, располагающихся в городах с численностью населения до 300 тысяч человек. Эта новая программа (в размере 670 миллионов рублей) сейчас охватывает 149 театров из 56 регионов.

Наконец, есть президентские гранты, направленные на повышение заработных плат. 2 миллиарда рублей ежегодно направляется в 15 лучших федеральных и 7 региональных театров.

Но самочувствие региональных и муниципальных театров в большей степени зависит не от федеральной поддержки, а от ситуации на местах. Есть убедительные примеры успешной поддержки регионами развития театральной инфраструктуры, инвестиций в театральные фестивали, детский театр. Можно отметить успешную работу органов власти в Казани, Воронеже, Екатеринбурге, Перми, ряде других городов. Но таких все-таки не большинство.

Мы всегда найдем возможность поддержать с федерального уровня яркие, живые, самобытные театры, как, например, театр-студия «Грань» из Новокуйбышевска Самарской области, который является даже не самостоятельным учреждением, а подразделением местного дворца культуры. А театр-то очень хороший, режиссер Денис Бокурадзе создал уникальную творческую студию. Такому театру мы готовы помогать, но рано или поздно регион будет вынужден будет и сам обратить внимание на сложности этого талантливого коллектива, который либо получит более достойные условия для творческой жизни, либо покинет свое насиженное место в поисках лучших условий в ином регионе.

Либо их по одному перекупят Москва и Петербург…

Александр Журавский: Это тот самый не математический случай, когда от перестановки мест слагаемых сумма изменяется. Я приведу пример Студии театрального искусства. С одной стороны, это студия молодых актеров и их учителя, — ребята пришли с курса Женовача из ГИТИСа. Но если посмотреть, кто там создает спектакль, оказывается, это не один человек, а команда единомышленников — Сергей Женовач, Александр Боровский, Дамир Исмагилов и Григорий Гоберник. И если эту гармонию нарушить, то, убежден, мы получим совсем другой театр. Женовач и Боровский смогли создать театр-дом. Свой театр-дом когда-то построил Петр Наумович Фоменко. Подобный, но, конечно, иной театр-дом сейчас при поддержке минкультуры проектируют Лев Додин вместе с Боровским на базе строящейся новой сцены Малого драматического театра в Санкт-Петербурге. Попав в это театральное пространство, зритель будет чувствовать себя очень естественно. Действительно как дома, а не в каком-то казенном учреждении… Но театр-дом — это не только совершенство архитектурных решений, это особый строй внутренней творческой жизни людей театра, ощущающих себя единой семьей.

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий