Московская городская организация Общероссийского профсоюза работников культуры

Водитель обратился в суд. Суд Набережных Челнов встал на сторону работодателя. А вот Верховный суд Татарстана признал вынесенные дисциплинарные взыскания незаконными. Комментарий

Галина Рожко, заместитель заведующего правовым отделом, главный правовой инспектор труда ЦС Общероссийского профсоюза образования, кандидат юридических наук:

— В условиях активного развития цифровой экономики и использования интернет-ресурсов работники могут негативно высказаться о компании в социальных сетях, дать комментарии представителям средств массовой информации и при этом (умышленно или по неосторожности) разгласить охраняемую законом тайну (коммерческую, служебную или иную, ставшую известной работнику в связи с выполнением трудовых обязанностей).

В каждом отдельном случае меры воздействия работодателя обусловлены конкретными сведениями, которые были сообщены третьим лицам. Если сведения отнесены к коммерческой тайне или персональным данным, работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.

Однако работодатель обязан ознакомить под расписку сотрудника с установленным режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение (ст. 11 ФЗ № 98 “О коммерческой тайне” от 29.07.2004).

В ситуации, когда работник высказал отрицательное мнение о компании в СМИ или в социальных сетях, такое поведение не может расцениваться как дисциплинарный проступок, а значит, не является основанием для дисциплинарного взыскания в виде увольнения (ст. 192 Трудового кодекса РФ).

Если же запрет на дачу комментариев в СМИ о деятельности работодателя закреплен в локальном нормативном акте организации, то объявление замечания или выговора за подобные действия будет являться правомерным.

Взаимодействие профсоюза и работников имеет иную правовую природу и основания. Право работников на объединение (включая право на создание профсоюзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов) предусмотрено рядом правовых документов. Это основное право работника предусмотрено трудовым законодательством (ст. 21 ТК РФ), гарантировано ч. 1 ст. 30 Конституции РФ, а также является гарантией, предусмотренной рядом положений международных норм права (Конвенции МОТ № 87 относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию”; № 98 относительно применения принципов права на организацию и заключение колдоговоров).

Поскольку профсоюзы независимы в своей деятельности от работодателей, не подотчетны им и не подконтрольны, то законодательством о профсоюзах запрещается вмешательство, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности (ст. 5 ФЗ № 10 “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” от 12.01.1996).

ЗАБУГОРЬЕ

В разных странах мира разные правила общения членов профсоюзных организаций с представителями прессы. “Солидарность” разобралась в том, как профактивистов ограничивают в праве общения с представителями медиа-структур и как наказывают за это.

В марте 2015 года глава секретариата Кабинета министров Великобритании Фрэнсис Мод настоял на внесении изменений в правила для госслужащих, что предусматривало запрет для них давать любые комментарии представителям СМИ без разрешения министра внутренних дел (в то время этот мост занимала нынешняя премьер-министр Тереза Мэй). Профсоюз госслужащих FDA был возмущен решением Мода. Глава профорганизации высказался следующим образом: “Уже существует руководство для регулирования контактов между государственными служащими и средствами массовой информации. Не было никаких оснований для этого драконовского изменения, которое, похоже, предназначено для того, чтобы запугать гражданских служащих. Это паническое решение, принятое в последнюю минуту, по-видимому, связано с министерской паранойей, а не с законной попыткой улучшить общественные услуги”.

Чуть позднее в Британии произошел резонансный случай с увольнением лектора Болтонского университета, члена профсоюза университетов и колледжей (UCU) Дэмиана Марки и его жены, работавшей в университете администратором. Дело в том, что Марки давал неанонимные комментарии изданиям Daily Mail и The Times, проводившим расследования о хищениях в сфере образования — в частности, под подозрением были члены руководящего звена Болтонского университета. Глава UCU Салли Хайт высказалась об эпизоде следующим образом: “Увольнения ошеломляющие и совершенно неоправданные. Даже расследования как такового не проводилось”. Кроме того, профсоюз настаивал, что руководство учебного заведения было не в восторге от профсоюзной деятельности лектора. Представители университета, правда, активно отрицали, что нашли повод уволить “неудобного” профсоюзного активиста.

Негативный опыт коснулся и медицинских работников. Медсестра одной из манчестерских психиатрических больниц и член профсоюза UNISON Карен Райсманн дала интервью для небольшого профсоюзного журнала Internal Enterprise о своих сомнениях по поводу приватизации в медицинской отрасли — за что была уволена Национальной службой здравоохранения. Журналистке Саре Ирвинг женщина рассказала, почему она против того, чтобы часть работы госструктуры передавалась в руки частных коммерческих фирм. Райсманн выражала негодование по поводу увольнения: “Если даже члены профсоюза не могут говорить — даже в общих чертах — о государственной политике, то кто тогда может?”

В США ситуация с госслужащими почти аналогична британской — в 2005 году в многочисленных изданиях еще только насмехались над вероятностью усложнения доступа журналистов к комментариям от официальных властей, но в период первого срока президентства Барака Обамы был принят ряд указов, запрещающих госслужащим общение с прессой по ряду вопросов. Из недавних случаев отметим ситуацию в штате Колорадо. Секретарь местного Сената Эффи Амин разослала работникам и стажерам Сената электронные письма — напоминания о том, что им запрещено сообщать прессе какую-либо информацию о сексуальных домогательствах и вообще любых проблемах на рабочем месте. Случай был раскритикован AFGE (Американская федерация правительственных работников), члены которого, в частности, работают в госсекторе штата.

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий